По материалам лекции доктора психологических наук, профессора, ректора Института перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы, основателя российской психологии материнства Галины Филипповой.
Помощь женщине в ситуации принятия решения об аборте и профилактика абортов. Очень актуальная в современном мире задача.
Эта проблема существует около ста лет, может быть, чуть меньше. Несмотря на то, что на протяжении этих ста лет у нас очень изменились в технологическом, образовательном, даже в бытовом плане возможности человека, семьи и отдельных людей, стоит посмотреть на проблему зачатия и рождения уже осознанно и предпринять какие-то меры для того, чтобы не происходило таких событий, о которых мы сегодня говорим.
Во-первых, что такое аборт? На самом деле аборт – это отказ от материнства, потому что оно уже началось, уже беременность появилась, беременность – это начало материнства. Тогда, когда нам приходится с этим встречаться, то это означает, что женщина, которая оказалась беременной, она отказывается от своего материнства.
Какие бывают варианты отказа от материнства? Они на самом деле разные. Во-первых, это может быть осознанный отказ от материнства. В этом случае женщина осознанно принимает решение и берёт на себя ответственность.
Второй вариант – это неосознаваемый отказ от материнства. В этом случае женщина тоже принимает решение, но она считает себя жертвой обстоятельств, она твердо убеждена, что попала в такую жизненную ситуацию, где ее материнство невозможно, и она вынуждена сделать аборт. Поэтому она это и расценивает, и предъявляет как вынужденный шаг, и считает себя жертвой, достойной сожаления и помощи, и оправдания, естественно, тоже.
Здесь возможен перенос такой ответственности не только на обстоятельства, но и на других людей, на партнера, в первую очередь, на родителей, на семью.
Разумеется, в любом случае надо понимать, какие последствия несет за собой искусственное прерывание беременности. Во-первых, конечно же, это последствия для самой женщины. Это влияние на психическое состояние женщины, оно есть всегда. и оно связано не только с тем, что это жизнь человеческая, что это мог бы быть ребенок.
Затем это влияние на физическое здоровье женщины. Не зря эти две позиции стоят одна за другой. Опыт очень многих лет работы показал, что они взаимосвязаны очень тесно.
Но в большинстве случаев у нас, конечно же, тело и наша соматическая и физиологическая часть очень отвечают на наши психические состояния, поэтому это особенное, не вынесенное наружу, оставшееся в глубине, переживание психическое, оно обязательно отразится в соматике.
Вот здесь мы сталкиваемся с одним положением репродуктивной психологии – нового направления, которым мы сейчас и занимаемся, – что именно в репродуктивной психосоматике дело обстоит не совсем так, как в общей психосоматике, потому что части репродуктивной системы могут стать самостоятельными мишенями наших переживаний, в отличие от других органов и систем, потому что в жизнеобеспечении организма они не несут функции таких систем, которые занимаются регуляцией жизнедеятельности организма. Они устроены и созданы именно для репродукции. Если мы что-то из этого выключим, то организм не пострадает в большинстве случаев. Поэтому в качестве такой психосоматической мишени – наказание себя за эти неосознаваемые переживания – именно репродуктивные органы очень часто становятся этими мишенями. И тогда мы говорим о физическом здоровье женщины, о влиянии именно на это.
На самом деле очень большое влияние, конечно же, оказывают все сопутствующие аборту обстоятельства, которые могут вести и к инфекциям, и к каким-то другим нарушениям в результате операции и так далее.
Затем последствия есть для отношений в семье. В реальной семейной жизни, в ситуации, что происходит прямо сейчас, это бесследно не проходит, потому что это действительно дело семьи, это то, что связано с детьми, которые в семье появляются, с возможностью появления этого ребенка. Поэтому на отношения в семье это, несомненно, оказывает влияние. Но, кроме всего прочего, последствия аборта у нас наблюдаются и вообще в отношении репродукции как функции общества.
Репродуктивное здоровье женщины, если оно нарушается, то это нарушает и репродуктивную ситуацию в обществе, влияет на нее. Затем это репродуктивное здоровье ее детей, потому что аборт переживается как семейная травма, психологи прекрасно знают эти обстоятельства. Это может влиять и на будущие поколения детей, которые в этой семье рождаются, если они об этом знают, если они погружены в эти переживания, и им это предъявлено как определенное нарушение.
Сами по себе последствия аборта тоже губительны для репродуктивных установок общества, потому что если если общество считает, что это медицинская манипуляция, которая разрешена, то это косвенно, а иногда и прямо отражает позицию общества к рождению детей вообще. У нас есть понятие детоцентрированного общества и недетоцентрированного общества. Сейчас весь мир стремится, так или иначе, к установке на детей, на гуманность, на представления о ценности человеческой жизни, поэтому это, несомненно, сказывается и на самих репродуктивных установках общества. Так что в любом случае лучше, чтобы этого не было.
В последствиях абортов у нас есть две позиции. Это острое стрессовое состояние после аборта, непосредственно после того, как он произошел, и отдаленное переживание абортов.
Вот эта взаимная ответственность, эта чистота отношений – не подставлять друг друга в сложной ситуации, понимать, что вы делаете, оберегать друг друга. Это очень касается второй половины этой пары, о которой мы очень мало говорим при работе с абортами. Это касается именно мужчин, которые очень мало об этом задумываются. У нас считается по умолчанию в большинстве случаев – это дело женское, это она должна заботиться, это же ее беременность, вот она и должна заботиться о том, чтобы не было этой беременности несвоевременной.
Профилактическая работа должна быть направлена на формирование готовности к родительству. Самое главное в ситуации аборта – это именно неготовность к тому, чтобы стать родителями, в первую очередь для женщины, чтобы стать матерью.
Последняя позиция – планирование и рождение детей в семье. Тут мы периодически сталкиваемся с тем, что это как бы тоже против природы, может быть, даже против Бога. Ничего подобного. Посмотрите на нашу традиционную культуру, сколько у нас ограничений на половые отношения в семье. Есть ограничения на целые сезоны – это что такое? Это планирование рождения детей. Чтобы они появились в хорошей жизненной ситуации при хорошем здоровье родителей, вовремя и тогда, когда надо.
Когда мы говорим о планировании, это очень широкое понятие, включающее всю человеческую, семейную позицию. Когда семья готова, когда там все хорошо, есть совершенно жесткие ограничения на половые отношения между родителями после рождения ребенка. Потому что не должны сейчас эти беременности появиться, потому что всё должно быть сосредоточено на том ребенке, который родился. Это общечеловеческая на самом деле позиция, что дети должны появляться в подготовленной ситуации. То есть планирование рождения детей – это подготовленность самих родителей и семьи к рождению ребенка.
Появилась нежелательная беременность, и появилась эта тема и задача – решение женщины о прерывании беременности. Как мы можем ей помочь в этой ситуации? В первую очередь мы будем говорить о том, как можно помочь женщине принять решение о сохранении беременности. Как только мы закончили с профилактикой и перешли к реальной ситуации, то, разумеется, всем бы хотелось решить эту задачу, чтобы ребенок родился, чтобы женщина стала мамой.
Решение о прерывании беременности – это следствие неготовности к материнству. Это самое главное, с чего мы начинаем. В этой ситуации женщине необходима помощь в принятии правильного решения.
Затем – поддержка в трудной жизненной ситуации. Она оказалась в сложном переживании и в отсутствии этой поддержки. Если бы сейчас в семье рядом с ней в ближайшем окружении появился кто-то, к кому бы она могла с этим прийти, кто бы ей сказал: «Погоди, ты куда? Давай подумаем. Давай мы тебе поможем. Можно вот так, можно вот так». Наверное, она бы сто раз подумала, и могла бы на этих людей опереться. Раз она до нас дошла, тогда у нее этой поддержки и опоры нет, либо она недостаточна.
Очень часто женщины не идут на консультирование потому, что они боятся, что сейчас не поддерживать их будут, не помогать, а будут обвинять, заставлять, на них будут навешивать все грехи, им придется защищаться. Это совсем не то, что им сейчас нужно. Бывают действительно случаи, когда сама поддержка и само принятие позволяет решить проблему и просто раскрыть ей глаза.
Итак, что же делать, для того чтобы принять правильное решение? Во-первых, это помощь женщине в принятии осознанного решения о сохранении беременности или об аборте. Что значит, принять осознанное решение о сохранении беременности? Это надо просчитать все последствия, взять на себя эту ответственность. И дальше к этому готовиться, тогда это будет осознанное решение. А состояние: «Да, я поняла, что это живая жизнь, что ее прерывать нельзя, да, я такая вот несчастная, неправильно подумала, теперь я все поняла», – и ушла. Это не осознанное решение. Что она дальше делать с этим будет? Куда она вернется? Как она будет эту беременность вынашивать? Как она будет этого ребенка дальше растить? Что она будет делать?
Если мы принимаем осознанное решение, мы знаем последствия, и тогда можем к ним готовиться. За время беременности можно найти работу, социальную помощь, можно изменить ситуацию в семье, найти родственников, друзей, близких, которые будут мне помогать. У нас есть время. Если мы осознанно все просчитали и поняли, как оно должно быть, тогда мы можем строить планы. Вот это означает осознанность.
В осознанности еще существует принятие ответственности и разделение ответственности. Если же это все-таки решение об аборте, оно тоже должно быть осознанным. Должно быть осознано, что это за жизненная ситуация, почему я это допустила, какую ответственность я беру на себя, и что я должна делать дальше.
Затем поиск конструктивных решений, направленных на возможное сохранение беременности.
Конечно, это помощь в осознании психических и физиологических последствий абортов. Это не просто навешивание всех пугалок, а осознанное представление о том, что происходит. Может быть, даже без лишней трагедии, но с собственной ответственностью за это, потому что периодически у нас бывает так, что страх аборта бывает такой, что он перерастает в страх беременности, а потом еще и в бесплодие. Мы тоже с этим имели дело. И у нас периодически, когда мы уже работаем с бесплодием, выплывает история, что мама так пугала абортами, что это делать ни за что нельзя, что безумно боялась этих беременностей, дальше все заклинило в органах малого таза, и теперь мы это никак расклинить не можем. Ни одной беременности не было и в помине, но она настолько ее боялась, что теперь мы никак не можем к этому перейти.
Затем помощь в оптимизации семейной ситуации. Рождение ребенка, появление беременности – это ситуация семейная, это не личная ситуация. Ребенок не является чистым произведением женщины. Есть такая определенная схема, которая показывает, где вообще этот ребенок появился, который сейчас вышел в беременность – вовсе даже не у этой женщины. Он появился в животе ее мамы в качестве яйцеклетки, которая появилась еще в ее внутриутробном периоде. А сама эта женщина, которая сейчас принимает решение об аборте, она-то появилась в животе своей бабушки. Поэтому это не совсем ее личная проблема. Это проблема этой трансляции.
Ну, и разумеется, это партнер, это потенциальный отец этого ребенка, и вся его тоже семейная система.
В том случае, если принимается решение без поддержки семьи и партнера о сохранении беременности, тем более нам нужна системная семейная терапия, потому что тут уже совсем становится сложно. Ситуация совершенно специфическая.
Когда принимается решение о сохранении беременности, по факту беременности заключается брак. Это может впоследствии подействовать на развитие всей этой семейной системы и в дальнейшем даже на ее будущее, потому что позиция мужчины, что ты заставила меня на себе жениться, и состояние потом этих детей, которые несут эту ответственность на себе – это совершенно никому не нужная ситуация. Поэтому в этих случаях тоже нужно обязательно оказывать помощь в оптимизации семейной ситуации.
Где может оказываться эта профессиональная помощь, что мы женщине можем рекомендовать: это психолог в женской консультации.
Помощь женщине в ситуации принятия решения об аборте и профилактика абортов